МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ
На каких принципах построены тесты Билета в будущее и что они расскажут об участниках
Методология тестирования Билета в будущее построена на принципах самопознания и развивающего подхода. Комплексная диагностика проекта включает три этапа тестирования. Каждый из этапов последовательно помогает школьникам ответить на вопросы, ключевые для их профессионального самоопределения: «Как осознано выбрать профессию?», «Какие у меня способности?», «Какие сферы мне интересны, и что я знаю о них?». По итогам прохождения тестов каждый школьник получает отчет с интерпретациями своих результатов и рекомендациями по развитию и построению профессиональной траектории.
Все методики, которые используются в тестировании, прошли предварительную апробацию и обладают свойствами, необходимыми для оценки качества психодиагностических инструментов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Первый тест Билета в будущее определяет способность человека делать осознанный выбор, самостоятельно формировать свою образовательную и карьерную траекторию и помогает развить компетенции, важные для профессионального самоопределения.
ПРОВОДИТСЯ В ШКОЛЕ
30 МИНУТ
ВЕРСИИ ДЛЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Центры и специалисты в области профориентации предлагают услуги, связанные с определением интересов учащихся, подбором подходящих направлений обучения, учебных учреждений и профессий. Сайты профориентации предоставляют информацию о профессиях, вузах и направлениях обучения, днях карьеры и образовательных выставках, дополнительных занятиях и мероприятиях. Однако вопрос о том, готовы ли учащиеся к самостоятельному выбору профессии, ставится очень редко.
Многие методики и технологии оценки психологической готовности к выбору разработаны еще в прошлом веке и в некоторых своих аспектах устарели. Развивающий опросник Билета в будущее создан на базе методик Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» с опорой на ставшие классическими научные исследования и современные разработки отечественных ученых.

Больше о существующих подходах
Готовность к профессиональному выбору
МЕТОДИКИ И ПОДХОДЫ
1. «Личная профессиональная перспектива»
Концепция Е.А. Климова, 1980-е годы. Согласно этой концепции, личная профессиональная перспектива складывается из 7 основных компонентов: способности, уровень притязаний, информированность, склонности, мнение товарищей, мнение родителей, потребности рынка.
Опросник для определения личной профессиональной перспективы в модификации Н.С. Пряжникова

2. Методика «Опросник профессиональных установок» Л.М. Митиной
Разработана в 1990-е годы на основе подхода Крайта-Сьюпера и предложенного ими понятия профессиональных установок:


  • Самостоятельность (ответственность и автономия в выборе профессии)
  • Подверженность эмоциональным влияниям (ориентация на эмоциональный контекст в принятии решений)
  • Надежды на профессиональную перспективу (оптимизм в отношении будущего)
  • Легкомысленность профессионального выбора (отсутствие четких критериев выбора)
  • Ориентация на предполагаемые неудачи (пессимистический прогноз профессионального будущего)
  • Ощущение растерянности (стратегия смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения)
  • Переживание эмоционального конфликта (стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации выбора)
  • Идеализация своего профессионального будущего (нереальные надежды на профессиональное будущее)
  • Основательность профессионального выбора (рациональный подход к профессиональным выборам)
  • Ощущение собственной неспособности (заниженная самооценка
Л.М. Митина. Психологическое сопровождение выбора профессии

3. Методика «Профессиональная готовность» Е.А. Климова в модификации А.П. Чернявской
Используется для определения уровня психологической готовности старшеклассников совершить самостоятельный и осознанный профессиональный выбор. Методика состоит из 99 вопросов, форма ответов — дихотомическая («да» или «нет»). Обработка результатов осуществляется посредством ключа по следующим шкалам:
  • Эмоциональное отношение
  • Принятие решения
  • Информированность
  • Автономность
  • Планирование
А.П. Чернявская. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации

4. Критерии готовности к профессиональному самоопределению в современных условиях
Сформулированы в работе С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичева и И.С. Сергеева (2016). Выделяют такие критерии:
  • Целевой — наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения
  • Мотивационный — профессионально-трудовая мотивация и ценностные ориентации
  • Информационный — профессионально-образовательная информированность
  • Опытный — опыт профессионально значимой деятельности, в том числе создание ее продуктов
  • Рефлексивный — осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. //Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8
Шкалы опросника
(10–11 класс)

  • Знание себя
  • Ответственность
  • Эмоциональный настрой
  • Знание профессий и системы образования
  • Заблуждения и мифы (наличие или отсутствие)
  • Согласованность выбора
  • Определенность выбора
Апробация блока
Выборка:
Порядка 800−1000 школьников для каждой из возрастных групп

Показатели надежности-согласованности:
0,7−0,77 в зависимости от шкал опросника
Опросник включает элемент самопознания и оценку информированности о выборе профессий и образования. В результате школьник получает интерпретации и рекомендации по развитию.
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТА
ВТОРОЙ ЭТАП
КАКОЙ ТЫ?
Второй тест Билета в будущее содержит интерактивные задания на определение когнитивно-личностных компетенций участников. Методика для этапа была подготовлена компанией «Профилум», специализирующейся на разработке методических и технологических решений в сферах профнавигации, выявления и развития талантов.
УЧАСТНИКИ ПРОХОДЯТ
САМОСТОЯТЕЛЬНО
45 МИНУТ
В процессе тестирования участники могут сами выбрать три мета-компетенции, оценка которых им интересна, из предложенного списка. Таким образом они формируют то, как будет выглядеть их профиль по итогам оценки.
МЕТА-КОМПЕТЕНЦИИ, ОЦЕНИВАЕМЫЕ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ
1
Логика
Уровень развитости логических операций (анализ/синтез/классификация), способность находить причинно-следственные отношения
2
Конструкторские способности
Умение работать с техническими принципами и понятиями, техническая смекалка
3
Пространственное мышление
Умение оперировать предметами и визуальными представления в «уме»
4
Внимательность
Умение концентрироваться, распределять и эффективно удерживать внимание и работоспособность при решении задач
5
Память
Способность сохранять и воспроизводить информацию (скорее речь идет о рабочей памяти)
6
Математические способности
Умение работать с математическими задачами, формулами, вычислениями, математическая логика
7
Социальные способности
Коммуникативно-эмоциональные способности: умение или способность к коммуникации, социальный интеллект
8
Художественно-эстетические способности
Чувство стиля, понимание принципов гармонии и визуальное мышление, композиция
Список мета-компетенций был составлен по результатам опроса экспертов-практиков WorldSkills. Они отвечали на вопросы о том, какие качества и способности нужны для освоения тех или иных профессий, и ранжировали их по значимости. Затем вопросы были организованы в субтесты по отдельным мета-компетенциям.
Задания
  • С выбором одного или нескольких ответов
  • В формате свободного ввода ответа
  • Большинство субтестов содержит иллюстрации и графику
Апробация блока
Выборка:
Порядка 5000 школьников 6−11 классов

Показатель надежности:
0,65−0,81 в зависимости от субтеста
ПРИМЕРЫ ИЗ ТЕСТА
ТРЕТИЙ ЭТАП
КАКИЕ СФЕРЫ ТЕБЕ ИНТЕРЕСНЫ И ЧТО ТЫ О НИХ ЗНАЕШЬ?
Содержит интерактивные задания на знакомство с разными профессиональными областями. Так же, как и в предыдущем этапе, участник сначала выбирает интересующие его области, а затем — проходит соответствующий субтест. Методики для раздела были разработаны компанией «Профилум» и Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
УЧАСТНИКИ ПРОХОДЯТ
САМОСТОЯТЕЛЬНО
45 МИНУТ
СТРУКТУРА ТЕСТА
Тестирование на этом этапе состоит из двух частей:
1
Какие отрасли экономики тебе интересны?

В этом разделе участник может выбрать и пройти несколько субтестов по предложенным направлениям:

  • Энергетика
  • Транспорт и логистика
  • Строительство и умный город
  • Сервис и туризм
  • Сельское хозяйство и природопользование
  • Новые материалы и промышленность
  • Космос и инженерия
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровье
  • Дизайн и моделирование


2
Что ты о них знаешь?
Диагностика осведомленности в тех направлениях, которые участник выбрал в первом разделе
Список перспективных направлений и отраслей был составлен на основе перечня тематик в проекте Проектория и востребованных компетенций WorldSkills. Опрос экспертов WorldSkills помог выявить, каково содержание профессиональных компетенций в этих направлениях, что участники должны будут знать и уметь, что освоят по итогам профессиональных проб или на конкурсах профессионального мастерства.
Made on
Tilda